Дополнительная общеразвивающая программа Школа юного конструктора

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи Программы
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного
конструктора».
2. Содержательный раздел
2.1. Модуль 1. Содержание деятельности в возрастной группе 5-6 лет.
2.2. Модуль 2. Содержание деятельности в возрастной группе 6-8 лет.
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы
Перечень литературных источников

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный. В
дополнительном разделе презентация программы.
В Целевой разделе указано, что программа дополнительного образования «Школа юного
конструктора» рассчитана на 2 года обучения детей дошкольного возраста: 5-6 лет
(старшая группа), 6-8 лет (подготовительная группа).
1.2. Цели и задачи
Раскрыты Цели и задачи: развитие конструкторских способностей детей.
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление
к умственной деятельности;
- приобщить детей к миру технического изобретательства;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и
умения;
- развивать память, внимание, логику, сенсорные способности.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы :
- личностно-ориентированный;
- принцип развивающего и воспитывающего характера образования, направлен на
всестороннее развитие творческой личности и индивидуальности ребенка;
- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
благоприятных условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и
своевременной коррекции проблем в его развитии;
- принцип занимательности предполагает вовлечение детей в целенаправленную
деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные задания и
стремление к достижению конечного результата;
- принцип доступности определяет учет особенностей развития ребенка, анализ
содержания образования с точки зрения его реальных возможностей и оптимальных форм
организации образовательного процесса без интеллектуальных, моральных и физических
перегрузок;
- принцип сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставления ему свободы
развития позволяет создать в ходе взаиморазвивающей деятельности педагога и ребенка
атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённой;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В содержательном разделе раскрыты содержание, формы, способы, методы и средства
образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы.
Дополнительный образовательный процесс МБДОУ – детский сад № 458 выстроен в
соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В.
Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка в пяти образовательных
областях.

3

1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Возрастная группа 5-6 лет
знать
• основные части и характерные детали
конструкций.
• новые детали: (отвертки, встроенные
винты, катушки, ролики, зубчатые
колеса, рычаги)
уметь
• устанавливать связь между
создаваемыми постройками и тем, что
дети видят в окружающей жизни
• анализировать сделанные модели и
постройки
• создавать разнообразные постройки,
конструкции, модели
• заменять одни детали другими
• строить по схеме, по инструкции
• самостоятельно подбирать необходимый
строительный материал
• работать коллективно.
иметь представление
• о вариантах конструкции и постройки
одного и того же объекта, модели
• о способах различных конструктивных
решений и планировании создания
собственной постройки, модели,
конструкции
знать
уметь

иметь представление

Возрастная группа 6-8 лет
• детали наиболее подходящие для
постройки
• способы их комбинирования
• самостоятельно находить отдельные
конструктивные решения на основе
анализа существующих сооружений.
• работать коллективно
• сооружать различные конструкции
одного и того же объекта, механической
модели в соответствии с их назначением
• о конструкции объекта, механической
модели и его функциональном
назначении
• о различных видах наборов ЛЕГО
• о создании проектов с помощь
мультимедийного контента
• планировать процесс возведения
постройки
• сооружать постройки, объединенные
общей темой
• создавать различные модели: по рисунку,
по словесной инструкции воспитателя,
по собственному замыслу работы с ними,
с помощью интерактивных средств.

•

•

•

•
•

•

4

1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного конструктора».
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает
следующие блоки информации о результатах деятельности:
•

воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
• методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
• материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и
итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования)
педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных
особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического
пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние
нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения
дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным
методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в
совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить
соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный
показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу
интерпретируются следующим образом.

каждого

психологического

возраста

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми
требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить
индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом
выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с
семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение
комплексного психологического диагностического обследования.
5

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,
изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде
отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших
заданий), беседы, проекты

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребенка
«Школа юного конструктора» для детей 5-6 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

Называет детали конструктора
Работает по схемам
Строит сложные постройки
Строит по творческому замыслу
Строит подгруппами
Строит по образцу
Строит по инструкции
Умение рассказать о постройке
Итого :

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не
принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

6

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребенка
«Школа юного конструктора» для 6-7 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

Называет все детали конструкторов
Строит более сложные постройки
Строит по образцу
Строит по творческому замыслу
Строит по инструкции
педагога
Работает в команде
Использует предметы заместители
Работа над проектами
Итого :

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не
принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

2. Содержательный раздел
2.1. Модуль 1. Содержание деятельности в возрастной группе
(от 5 до 6 лет)
Возрастные особенности развития детей.
Развитие социальных навыков.
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с
помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с
удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее.
Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно
общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.
Развитие мышления.
Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает
развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время
7

ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и
взрослых.
Речевое развитие.
Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно
перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые
должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и
рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.
Развитие творческих способностей.
Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то
делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми.
Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до
серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому
на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы
экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже
готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них
формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о
конструируемых ими объектах.
Физическое развитие. В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны
выполнять тонкие и сложные движения пальцами.
Основные задачи:
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их
пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей,
фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее
конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
8

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными
условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (5-6 лет)
№

Вид занятия

Третий
год обучения
Ст. гр.
(от 5 до 6 лет)

1.

Конструирование по образцу

2.

Преобразование образца по
условиям
Конструирование по
условиям
Конструирование по
замыслу
Итого:

3.
4.

42
12
18
72

Перспективное планирование в старшей группе
Месяц

Тема

Сентябрь

Конструирование
по замыслу

Избушка на
курьих ножках
(коллективная
работа)
Мостик через
речку

Колодец
Октябрь

Дом лесника
Разные домики

Цели

Кол-во
часов
Учить заранее, обдумывать содержание
2
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Учить работать в коллективе дружно,
2
помогая друг другу.
Познакомить с конструктором «Дакта».
Показать новые детали. Учить строить
мостик. Развивать мелкую мускулатуру
рук и навыки конструирования. Учить
доводить дело до конца. Развивать
терпение.
Учить коллективно строить простейшую
постройку, работать вместе, не мешая
друг другу.
Учить строить большой дом для лесника.
Учить строить домики разной длины и
величины.

2

2

2
2

9

Кафе
Конструирование
по замыслу.

Ноябрь

Плывут корабли

Катер

Пароход
Конструирование
по замыслу

Декабрь

Зоопарк

Слон
Верблюд
Конструирование
по замыслу.

Январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера

Учить создавать сложную постройку,
работать вместе, не мешая друг другу.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте.
Учить строить корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Учить выделять в постройке ее
функциональные части (борт, корму, нос,
капитанский мостик, трубы).
Совершенствовать умение анализировать
образец, графическое изображение
постройки, выделять в ней существенные
части.
Обогащать речь обещающими понятиями:
«водный, речной, морской транспорт».
Закреплять знания о водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии
животного мира.
Развивать способность анализировать,
делать выводы.
Учить строить слона из ЛЕГОконструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.
Учить строить верблюда.

2

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Учить строить девочку и мальчика из
большого ЛЕГО-конструктора «Дупло».
Учить находить материал для постройки.

2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2
2

10

Конструирование
по замыслу.

Февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть

Самолет
Конструирование
по замыслу

Март

Поезд мчится
Беседка

Пастбище

Конструирование
по замыслу

Апрель

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование
по замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку
грузовой машины из ЛЕГО-конструктора.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину и
пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами
по схемам и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях (крыша,
колонны).
Учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для
человека.
Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних
животных разными способами.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей
страны.
Учить строить ракету из ЛЕГОконструктора по карточке.
Закреплять знания о светофоре.

2

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2

2

11

Робот
Речные рыбки

Май

Аквариум
Лабиринт

Попугай

Конструирование
по замыслу

Показать игрушку робот.
Учить строить робота.
Учить строить рыб из ЛЕГОконструктора.
Развивать навыки конструирования,
мелкую моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума.
Учить строить аквариум.
Познакомить с плоскостным
конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность,
мышление, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием.
Развивать внимание, мелкую моторику
рук.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2
2

2
2

2

2

2.2. Модуль 2. . Содержание деятельности подготовительная к школе
группа (от 6 до 7 лет)
Возрастные особенности развития детей.
Развитие социальных навыков.
Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от
взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами
организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети
проявляют большой интерес к устройству окружающего мира.
Развитие мышления.
Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет,
количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны
рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться
их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на
определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут
выполнять предложенные им задания.
Речевое развитие.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом
людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только
правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте
дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других
людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.
В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и
подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно
используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при
описании предметов, пересказе.
Развитие творческих способностей.
12

Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается
в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой-либо
конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие
воспринимают и оценивают их деятельность.
Физическое развитие.
Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны
манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравиться пробовать свои силы
в новых областях. Полезно давать детям мелкие детали для занятий, способствующих
дальнейшему развитию их навыков и умения
Основные задачи:
Первое-второе полугодие:
- закреплять навыки, полученные в старшей группе;
- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать
предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного
материала и возможности размещения конструкции в пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о
совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать
согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (6-7 лет)
№

Вид занятия

Четвертый год обучения
Подг. гр.
(от 6 до 7 лет)

1.

Конструирование по образцу

8

2.

Преобразование образца по
условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу
Итого:

40

3.
4.

8
16
72

Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц
Сентябрь

Тема

Цели

К-во
часов
Конструирование Учить заранее, обдумывать содержание
2
по замыслу
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Красивый мост
Учить строить с опорой на схему,
2
анализировать, подбирать необходимые
детали.
13

Мы
в
построим
теремок
Избущка
Яги
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

лесу Развивать творческое воображение. Учить
подражать
звукам
и
движениям
персонажей. Учить строить теремок.
Бабы Закреплять умение строить по схеме.
Учить строить сказочную избушку Бабы
Яги.
Мониторинг
Определить уровень готовности
воспитанников к выполнению заданий.

2

Грузовик везет
кирпичи

Учить строить по карточке, находить
различия и сходства в схемах.
Учить рассказывать о проделанной
работе.
Корабль
Закреплять навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по
форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение
построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолеты по
схемам.
Развивать глазомер, навыки
конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и
дома
самостоятельность.
Формировать обобщенные представления
о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.

2

Детский сад

2

Учить строить детский сад.
Развивать память и внимание.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
Уточнять и закреплять знания о
ферме
домашних животных, об их назначении и
пользе для человека.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В. Степанова:
«Кошка», «Петух», «Овечка».
Закреплять знания о домашних
животных.
Учить строить животных.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

Дом фермера

Январь

Февраль

Март

Апрель

Закреплять навыки строить по схемам.
Учить строить двухэтажный дом фермера
из ЛЕГО-конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу.
Учить строить по замыслу.
Развивать творчество, навыки
конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку из
ЛЕГО-конструктора.
Карусели
Продолжать учить строить сложную
постройку из ЛЕГО-конструктора.
Беседка для
Учить строить беседку, которая
ребят
находится на участке детского сада по
памяти.
Развивать память , навыки
конструирования.
Горка
Учить определять состав деталей
конструктора, особенности их формы,
размера и расположения.
Городской
Закреплять знания о городском
транспорт
транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание,
память.
Учить строить автобус.
Светофор
Закреплять знания о светофоре.

2

Знакомство с
дорожными
знаками
Конструирование
по замыслу

Познакомить с дорожными знаками.
Учить строить дорожные знаки на плите.

2

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка
и его обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом
из лего-конструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.
Верблюд
Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка.
Учить строить одно- и двугорбых
верблюдов.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Ракета,
Закрепить знания о первом космонавте

2

2

2
2
2

2

2

2

2
2

2

2

2
15

космонавты

Май

Ю. Гагарине.
Учить строить ракеты.
Космический
Рассказать о космическом корабле.
корабль
Учить строить космический корабль.
Луноход
Рассказать о луноходе.
Учить строить луноход из деталей
конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Паровоз везет
Познакомить с приемами сцепления
товары
кирпичиков с колесами, друг с другом,
основными составными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Станция
Продолжать знакомить с железной
дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Дома на нашей
Закреплять умение строить домики.
улице.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2
2

2

2

2

2
2

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение
программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной
деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех
специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида
деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в
группах для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет).
16

Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста
познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия
с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом
процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд,
сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих
способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание
условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Виды
одаренности
Академическая
одаренность

Составляющие
Мотивационно-личностные
характеристики

Способности к обучению

Творческая
одаренность

Конструкторская
одаренность

Коммуникативная
одаренность

Социальноличностная одаренность

Лидерская одаренность

Как проявляются
Стремление ребенка к получению
знаний и умений, познавательная
активность, проявление интереса к
новому
Успешность в освоении
программного материала, широкий
кругозор, высокие показатели по
развитию психических
познавательных процессов
Развитое пространственное
мышление, любовь к
конструированию, генерирование
оригинальных идей для различных
конструкций, способность к
изобретательству, рационализации
Умение понимать партнера по
общению, чувствовать его
эмоциональное состояние, гасить
конфликты
Умение организовать сверстников
на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели,
умение добиваться результата, и
стремление контролировать
ситуацию

2.4.Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать
ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество.
Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
•

анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
17

• составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
• организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и
групповой формах.
Использование
современных
личностно-ориентированных
технологий,
направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;
Личностноориентированная
технология

Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя:
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их
судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество,
мастерство общения; отсутствие прямого принуждения;
терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к
развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать
каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный
ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять
возможности и помогать детям,
реализовать себя в
специфических для дошкольников видах деятельности.

Технология
сотрудничества

Направлена на создание
основы для коммуникативного
взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в
социальных контактах и повышению компетентности ребенка в
разных видах детской деятельности и в области отношений с
другими людьми.

ЛЕГОконструирование

одна из самых известных и распространённых ныне
педагогических систем, широко использующая трёхмерные
модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и
развития ребёнка. ЛЕГО в переводе с датского языка
означает «умная
игра». В силу своей
педагогической
универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее
предпочтительными наглядными пособиями и развивающими
игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в
равной степени, и голову, и руки воспитанников.
Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки,
строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный
результат.
Именно ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Педагогическая
технология - метод
проектов
Авторы: Дж. Дьюи,

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели
посредством
детальной
разработки
проблемы
(ее
технологизации), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или
иным образом.
18

В. Килпатрик.

Уникальность использования технологии в детском саду в том,
что она позволяет развивать у детей не только личностных,
интеллектуальных, физических качеств, но и способности
разрешения проблем в самостоятельной и совместной
деятельности детей.

Создание творческой атмосферы обучения творчеству
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
• дидактических (расширение кругозора, познавательная
деятельность; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности);
• развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения,
фантазии,
творческих
идей,
умений
устанавливать закономерности, находить оптимальные
решения);
• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли,
формирование
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности);
• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям
общества; адаптация к условиям среды).
Использование культурных практик детства:

Игровые
педагогические
технологии:

 организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
 взаимодействие детей и взрослых;
 взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
Мастерская игр или «Мастерилка», т.е. изготовление детьми (с
Мастерская игр
помощью взрослых или без них) игр, пособий для себя и для
(мастерилка)
малышей. Это позволяет детям применять полученные ранее
(автор Ерофеева Т.И.)
знания для того, чтобы решать практические задачи.
С помощью «Мастерилки» возможно:
1.
закреплять навыки, знания, полученные на занятиях;
2.
создавать условия для делового сотрудничества;
3.
обогащать словарь детей;
4.
подготовить руку к письму через вырезывание,
обведение трафаретов, шаблонов и т.д.
На «Мастерилке» предусматриваются разные формы
организации детей при изготовлении игр. Дети работают
индивидуально, в парах, подгруппах, но предварительно
обговаривается с детьми предстоящая работа:
•
•
•
•

Что будем делать? Как?
Какое оборудование и материал понадобятся?
Как назовем игру?
Для кого мы будем ее изготавливать? (Для себя, для
19

Встреча с
интересными людьми

малышей, для друзей и т.д.)?
• Обязательно, всеми вместе, продумываются правила,
которые должны выполняться детьми и взрослыми.
Цель: расширение социальных контактов, расширение
представлений в какой-либо области действительности,
использование одного из способов получения информации консультация со специалистом.
Необходимость приглашения гостя можно обосновать через
создание проблемной ситуации или постановку проблемного
вопроса, ответ на который группа найти не может. В таком
случае воспитатель рассказывает о человеке, который может
решить проблему, или ответить на поставленный вопрос,
предлагает детям пригласить этого человека в гости.

Игры и задания;
Ситуации, которые
можно обсудить;
Придумывание истории
о предметах;

Вопросы и беседы

Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с
функциями и видами различных продуктов и материалов
человеческой деятельности. Практическим подспорьем
воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям
продолжить придаточные предложения, образованные при
помощи союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что; изза того что; всякий раз, когда; может быть, из-за того, что и т.п.
Эффективный методический прием - создание
стимулирующей вопросы детей вопросно-ответной ситуации.
Причем вопросы должны задавать, прежде всего, дети, а
взрослые должны не игнорировать прозвучавший вопрос, но
заметить, поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ,
нужно задуматься над проблемой вместе с детьми:
действительно, почему что-то происходит так, а не иначе.
Оказывается, многие когда-то уже слышали что-то об этом и
могут рассказать, что думают, так что возникает обмен
мнениями среди детей, аналог «мозговой атаки» у взрослых.
Важно дать детям возможность высказать свои версии
происходящего, почувствовать себя компетентными.
Поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая
вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы,
объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также
пытаясь интересно, компетентно, честно отвечать на прямые
вопросы детей.

Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе
совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
•

обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
20

• позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;
• содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное
решение ребенком разнообразных задач;
• позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать)
материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Основной движущей силой дополнительного образовательного процесса в
дошкольном возрасте является сам ребенок, его самостоятельная пробно-продуктивная
активность.
Организация дополнительного образовательного процесса включает две основные
задачи:
1) создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации
самостоятельной активности ребенка;
2) поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
- Проблемно-игровые ситуации (ПИС) представляют собой игровую ситуацию, в
которую включена проблемная задача. ПИС в силу своего игрового начала, ставит
ребенка и взрослого в равно активную субъектную позицию. У ребенка при выполнении
игрового задания, возникает потребность найти, открыть или усвоить новое, ранее
неизвестное знание или способ действия.
Игровое начало создает дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь
ошибок.
- Игровые проблемно-практические ситуации. После постановки проблемной задачи,
необходимо дать детям возможность, совершить практические действия, пусть даже и не
приведшие к результату, и только потом включиться в обсуждение: почему не
получилось, как сделать, чтобы получилось. Такого рода обсуждения побуждают детей к
решению вопроса на теоретическом уровне, побуждают к планированию собственных
действия, выдвижению гипотезы, распределению обязанностей.
- Развивающие ситуации. РС служат не только для того, чтобы познакомить детей с
новыми средствами и способами взаимодействия с миром, но и для того, чтобы помочь им
осознать (рефлексировать) использование этих средств и способов. Выяснить, какие
именно средства и способы следует использовать, каким образом, что это дает для
решения той или иной поставленной задачи.
- Рефлексивные ситуации – «разрывание» того или иного процесса. Перед ребенком
встают такие вопросы:
 Как сделать? Как получилось (удалось)?
 Как ты догадался (узнал)? По каким признакам? Что для этого сделал?
 Почему ты так думаешь?
 Кто думает по-другому?
После того, как выясняется, чего именно не хватало для решения задачи, взрослый
дает детям возможность познакомиться с недостающими для ее решения средствами и
способами, фиксируя их в речи, обозначая словесно, воплощая в простейших моделях.
21

Самостоятельность детей увеличивается, если в работе учитываются следующие
этапы: «Вот что и как мы будем делать» - этап, когда взрослый ставит перед ребенком
цель, предлагает ему средства ее достижения, показывает очередность и
последовательность действия, помогает их контролировать и корректировать.
«Что и как мы сделаем» - этап, на котором взрослый и ребенок осуществляет действие
совместно.
«Что мы собираемся делать? Как это сделать?» - комбинированный вариант: ребенку
предоставляется максимальная самостоятельность, на которую он способен и, в то же
время, помощь взрослого по мере необходимости.
«Что и как ты собираешься делать?» – этап самостоятельных действия ребенка при
постановке цели, выборе средств, планировании их применения, при выполнении,
коррекции и контроле своих действий.
- Организация диалогового общения в различных видах детской деятельности.
Особенности взаимодействия ПДО с семьями воспитанников.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и
родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же
детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на
образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные
задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение
и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей,
развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в
поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

3. Организационный раздел.
3.1. Психолого-педагогические условия.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного
детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого
расцвета
способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов
дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;

22

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы,
включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской
одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на
выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов,
игровых технологий,
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
• работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых
играх, выставках детского творчества
• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
3.2. Организация предметно – пространственной среды в ДОУ.
Для конструирования используется мелкий (настольный) и крупный (напольный)
строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности
способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей.
Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные
дополнительные материалы и игрушки.
У конструкторов Lego Duplo основные строительные элементы значительно больше
по размерам, чем детали других серий конструкторов lego, а также не содержат мелких
деталей или аксессуаров. Что сделано специально для того, чтобы избежать попадания
мелких деталей в дыхательные пути ребенка (случайное проглатывание детали lego).
Конструктор Lego Duplo (Лего Дупло) – это не простая игрушка, это развивающая
игра, которая создана в помощь ребенку для того, чтобы лучше узнавать окружающий,
взрослый мир. Конструктор Lego Duplo способствует развитию у ребенка мышления и
фантазии, способствует раскрытию творческого потенциала в самом раннем возрасте.
Весьма популярны среди детишек младшего возраста такие наборы конструкторов Lego
Duplo как аэропорт, пожарная станция, полицейский участок, цирк, зоопарк, ферма, замок
и многое-многое другое.
«Большая ферма» - этот набор познакомит детей с фермерством, заботой о животных,
временах года и сборе урожая. Будет способствовать обсуждению многих вопросов: какие
звуки издают животные, как заботиться о животных, когда собирать урожай. Как времена
года влияют на урожайность, как выращивать различные культуры и для чего. С помощью
большого количества фигурок животных дети с легкостью смогут делить их на категории.
Благодаря большому количеству деталей набор идеально подходит для больших
групповых занятий, сюжетно-ролевых игр и свободного творчества.
«Общественный и муниципальный транспорт» - этот набор поможет детям понять,
как работают дорожные службы. Взаимодействуя друг с другом в игре дети смогут узнать,
как работает дорожная полиция, скорая помощь, служба эвакуации. Все это способствует
не только расширению кругозора детей, но и развитию их межличностных отношений.
23

Игрушки ЛЕГО серии lego city дают возможность создать большой город практически
на ровном месте из конструкторов ЛЕГО этой серии. Для начала нужно построить дома, в
которых могли бы жить люди. Так как жителям ЛЕГО города lego city нужно где-то
покупать еду, одежду и другие необходимые в быту вещи. Поэтому никак нельзя позабыть
про строительство супермаркетов, магазинов. Без них lego city просто не сможет
полноценно существовать. Супермаркетам постоянно требуются новые товары для
продажи. Экономически выгодный и удобный способ перевозить продукцию на кораблях
по морю. Их для этого предварительно нужно туда загрузить. Именно тут на помощь
придет lego city контейнера погрузчик. Даже самые тяжелые грузы поднимают в воздух
будто пушинки. Работать при этом нужно как можно быстро и максимально аккуратно.
Перед началом строительства города lego city, нужно обязательно выделить место для
зданий служб экстренной помощи и полиции. Игрушка lego city полицейский участок дает
возможность создать настоящую команду стражей порядка. Если в каком-либо месте
города лего legocity вдруг произойдет преступление, то моментально на вызов выезжает
полицейская патрульная машина. Полицейский участок lego city – это надежность и
максимальная безопасность для жителей города lego city.
«Моя первая история» - этот увлекательный и легкий в использовании набор
побуждает детей творчески рассказывать и придумывать истории. Дети придумывают
сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двусторонних карточек, которые служат фоном к
рассказываемой истории. Малыши смогут научиться создавать полноценные сказки,
состоящие их 3 завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать
определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного
творчества.
Программное обеспечение и набор заданий ЛЕГО «Построй свою историю» - в
комплект этого продукта входят Комплект учебных проектов и программное обеспечение
StoriVisualizer для выполнения 24 заданий. Охватывающий широкий круг задач по
развитию языковых навыков.

3.3. Кадровые условия.
Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Школа юного конструктора».
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим,
кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО –
конструирование» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические
условия:

24

•

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности
3.4. Материально-техническиое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение
Социальнокоммуникативное
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Л. С. Римашевская «Технология развития навыков
сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр
педагогического образования, 2007
Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у
дошкольников» - Нытва, 2008
Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М.,
Сфера, 2006
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое
сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М.,
Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и
коммуникационные игры для детей старшего дошкольного
возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» М., Центр педагогического образования, 2012

Познавательное
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные
группы) - М., Просвещение, 2012
В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших
дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

25

Речевое направление
развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Художественноэстетическое
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Физическое
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в
игре - М. «Скрипторий», 2008
А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта,
2005

Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение,
2012

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7
лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Оснащение и оборудование кабинета
кабинет
Оборудование для
конструктивной
деятельности в группе

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Музыкальный центр
телевизор
мольберт
Городская жизнь LEGO
Карты для конструирования.
Моя первая история
Сказочные и исторические персонажи LEGO
Городские жители
Работники муниципальных служб LEGO
Общественный и муниципальный транспорт 4+
Общественный и муниципальный транспорт DUPLO
2+
Конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»
Программное обеспечение и набор заданий ЛЕГО
«Построй свою историю».

26

Перечень литературных источников
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- 273 от 29.12.2012 г.;
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» от 17.10.2013 г. П №1155.
3. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие –
М.:ТЦ Сфера, 2017. -136 с. (Библиотека современного сада).

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».