1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Программа соответствует запросам родителей по формированию у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, необходимого социальнокоммуникативного развития. Данная программа предоставляет возможность комплексно
решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым
условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его
мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и
физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В наши дни мы часто слышим о трудностях, с которыми сталкиваются родители детейшестилеток: коммуникативных проблемах со сверстниками, с детьми разных возрастов, с
взрослыми (чаще всего – с родителями). В основном, причины этих трудностей связаны с
ограниченными возможностями ребёнка удовлетворить свои основные жизненные
потребности, в первую очередь, потребность общения с другими людьми. Недостаток в
общении может привести к определённым отклонениям в психофизическом развитии
дошкольника. Это происходит тогда, когда ребёнок не имеет удовлетворительных
эмоциональных связей с родителями или ему недостаёт положительных контактов со
сверстниками. Программа компенсирует и то, и другое: предлагает общение с коллективом
сверстников и помогает родителям лучше понять своих детей.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников. В ней происходит формирование
новых качеств личности, совершенствуются уже имеющиеся психические процессы, а
главное, в процессе игры возникает новый вид деятельности – деятельность учебная. На
этом этапе формирования личности игра является важнейшим средством тренировки
произвольности поведения и развития творческой деятельности. Поэтому данная
Программа базируется на использовании именно игровых технологий, и темы Программы
подобраны так, чтобы в течение года оптимально охватить наиболее важные стороны
воспитания и обучения. Каждое занятие строится на основе игр и игровых упражнений, с
помощью которых ведётся разностороннее (психическое, физическое, умственное,
эстетическое, нравственное) развитие ребёнка.
Адресат программы. Программа реализуется в течение 2-х лет и адресована для детей 5 8 лет и составлена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста. В группу 1-го года обучения принимаются все желающие, не зависимо от пола и
не имеющие медицинских противопоказаний. В группы 2-го года обучения могут
добираться дети, в зависимости от уровня подготовки и после собеседования с педагогом.
Программа позволяет подвести детей к началу регулярных занятий в школе, но делает это
не в урочной форме, а исключительно через игры, способствующие
2
разностороннему развитию ребёнка. В ходе игр дети овладевают новыми для них
сенсорными и моторными навыками. Игра реализует познание ребёнка о себе и о мире.
Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается со сверстниками, развивает
воображение.
Спецификой Программы является чередование занятий из каждого раздела в течение
недели по определенному расписанию.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,
регистрационный №28564). В пункте 11.10 определяется допустимый объем
непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
а для детей от 6 до 8 лет – не более 30 минут.
Целью данной Программы является создание условий личностного развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Обучающие:
формирование основных необходимых навыков учебной деятельности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
её природы, многообразии стран и народов мира;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
Воспитательные:
формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
формирование норм общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности;
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Развивающие:
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие мышления, памяти, мелкой моторики.
Планируемые результаты освоения Программы
Программа «Подготовка к школе» нацелена на подготовку старшего дошкольника к
достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных,
коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными
результатами
предшкольной
подготовки является
формирование
3
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
- при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться проговаривать последовательность своих действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего коллектива;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе своего жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
4
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- определять количество слов в предложении;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова
на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы; определять согласные и гласные звуки, мягкие и твердые
согласные;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
- уметь читать и понимать слова, предложения и небольшие тексты;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; вести счет предметов в пределах
10; соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета, а также на листе бумаги;
- отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- продолжать заданную закономерность;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера –
сегодня – завтра;
- называть признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять
существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы; определять последовательность событий;
- определять предметы неживой и живой природы, рукотворного мира;
- называть последовательность времен года, приметы осени, зимы, весны и лета;
- уметь отличать деревья от кустарников и травянистых растений, хвойные от лиственных
деревьев;
- уметь назвать 10 овощей и фруктов, значение овощей и фруктов для человека;
- знать правила сбора грибов, отличительные особенности грибов, названия 5 съедобных
грибов;
- называть 10 животных и их детенышей, 10 домашних и диких животных; объяснять,
почему человек заботится о домашних животных;
- знать отличительные особенности птиц, называть перелетных и зимующих, домашних и
диких птиц; отличительные особенности рыб, насекомых, пауков.
- знать название нашей страны, столицы, герб, флаг России, название родного города;
- определять профессии: значение и название различных профессий.
Условия реализации Программы
Программа реализуется на внебюджетной основе.
5
Условия набора:
Принимаются все желающие, не зависимо от пола и не имеющие медицинских
противопоказаний. В группу 2-го года обучения могут добираться дети, имеющие
определенный уровень подготовки и после собеседования с педагогом.
Продолжительность образовательного процесса: Срок реализации Программы - 2 года.
Форма организации деятельности: групповая. Состав группы 10-12 человек.
Режим занятий: Первый год обучения – четыре занятия в неделю, второй год обучения – 6
занятий в неделю.
Формы занятий: групповые, комбинированные, открытые, занятия-игры, занятияпутешествия, праздники.
Материально-техническое оснащение: Для занятий по Программе необходимы:
учебный кабинет, оснащенный мебелью с учетом возраста дошкольников;
учебная магнитная доска;
игровая зона;
игровые и дидактические пособия.
Программное обеспечение (информация на CD и DVD):
развивающие детские онлайн-игры;
познавательные детские мультфильмы и фильмы;
детские музыкальные произведения.
Особенности организации образовательного процесса
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Подготовка к школе» используются следующие педагогические принципы:
1. Принцип сотворчества педагога и учащихся.
2. Принцип индивидуального подхода к детям, с учетом их склонностей, уровня развития,
навыками, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий.
3. Принцип педагогики успеха – бережное и уважительное отношение к детскому
творчеству, различным способам продуктивной самореализации.
4. Принцип общинности, коллективности. Включение семьи ребенка в жизнь детского
коллектива.
Методы, используемые в работе:
-вербальный (беседы, обсуждения, поощрения и пр.)
-практические (показы, демонстрации)
-метод от простого к сложному
-метод создания успеха
Программа реализуется в различных видах деятельности старших дошкольников: таких как
игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира), а также
восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание.
С учетом здоровьесберегающих технологий на каждом занятии используются
физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. В перерывах
между занятиями с детьми проводятся подвижные игры.
6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
I МОДУЛЬ
Задачи учебного года
Первый год обучения по программе «Подготовка к школе» предусматривает решение
следующих задач:
обучающих:
-формирование элементарных математических представлений (цифра, число,
геометрическая фигура, признаки фигур: цвет, размер и форма, знаки
арифметических действий);
-формирование возможностей для овладения звуковой культурой речи;
-формирование первых представлений об окружающем мире;
воспитательных:
-формирование этических и эстетических представлений;
-воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений между детьми и
педагогом;
-создать условия для реализации потребности каждого ребенка в обучении и
подготовке к школе;
развивающих:
-развитие речи, пространственных представлений, логического мышления, памяти,
внимания;
-развитие эмоциональной сферы;
-создание условий для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.
Форма организации занятий: групповая.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В процессе реализации Программы в первый год обучения учащиеся получат возможность
научиться:
В разделе «Введение в математику»:
выделять признаки предметов (игрушки, животные, геометрические фигуры),
находить различия и одинаковые признаки предметов;
сравнивать предметы по основным признакам (форма, размер, цвет); объединять
предметы в группы, изменять один или несколько признаков фигуры, объединять
фигуры по цвету и форме;
выполнять узоры, состоящих из геометрических фигур и ломаных линий по
клеточкам;
считать предметы в пределах 5; определять количество, обозначать цифрой,
использовать арифметические знаки: +, -, =, ≠, >,<; использовать арифметические
действия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше»; писать эти действия в
тетради, выполнять задания с этими действиями;
ориентироваться на листе тетради и в пространстве; употреблять понятия: «слева,
справа, под, над, на, между, посередине».
В разделе «Обучение грамоте. Чтение»:
7
делить слова на слоги, выделять в словах звуки, определять гласные и согласные
звуки; определять местоположение звука в слове;
составлять предложения по теме или данных слов;
определять количество слов в предложении;
определять согласные звуки: звонкие или глухие, твердые или мягкие;
читать слоги и слова; составлять небольшие рассказы по сюжетной картине или
серии картинок.
В разделе «Развитие логики, мышления, памяти, внимания, речи»: применение игр и
упражнений на развитие познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения позволит детям:
уметь составлять рассказ по картинке, серии картинок,
уметь решать ребусы, логические задачи;
уметь найти последовательность и продолжить ее;
уметь найти основные признаки предметов, делить предметы на части или
объединять их по признакам;
Особенности учебного года
Программа первого года обучения (104 часов) реализуется в режиме 2 занятия в
неделю: 2 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 30 минут, перерыв – 10
минут. В течение недели идет чередование занятий из разных разделов.
Содержание
№
1.
Разделы
Вводное
занятие
Теория
Знакомство
с
кабинетом,
правилами
поведения
в
кабинете и игровой комнате,
инструктаж по охране труда.
Практика
-
2.
Введение в
математику
Свойства
предметов.
Основные признаки предметов
(форма, размер, цвет). Счет
предметов в пределах 5. Знание
числового ряда: 1-5. Числа и
цифры 1-5.
Соотношение
числа
предметов
с
определенной
цифрой.
Сравнение чисел. Целое и
части.
Арифметические
понятия: «равно», «неравно»,
«сложение»,
«вычитание»,
«больше»,
«меньше».
Арифметические знаки: +, -, =,
≠, >, <. Основные понятия:
«слева», «справа», «под»,
«над»,
«на»,
«между»,
«посередине».
Выделение
признаков
предметов
(игрушки,
животные,
геометрические
фигуры и т.д.), нахождение
различий
и
одинаковых
признаков
предметов.
Сравнение
предметов
по
основным признакам (форма,
размер, цвет). Объединение
предметов
в
группы.
Изменение
одного
или
нескольких признаков фигуры,
деление по цвету и форме.
Выполнение узоров, состоящих
из геометрических фигур и
ломаных линий по клеточкам.
Сравнение групп предметов,
определение
количества,
обозначение
цифрой,
использование
арифметических знаков: +, -, =,
8
≠,
>,<;
Использование
арифметических действий: +, -,
=, ≠, >,<; написание этих
действий
в
тетради,
выполнение заданий с этими
действиями.
Сравнение,
сложение
и
вычитание
предметов.
Умение
ориентироваться
на листе
тетради; и в пространстве;
употребление понятий: слева,
справа, под, над, на, между,
посередине.
Выполнение
заданий. Счет предметов в
пределах 5. Соотношение числа
предметов и цифры в пределах
5. Написание цифр 1-5.
Выполнение
сложения
и
вычитания в пределах 5-ти,
запись примеров на сложение и
вычитание в пределах 5-ти.
Выполнение
некоторых
упражнений самостоятельно.
Выполнение
проверочных
заданий и тестов.
3.
Обучение
грамоте.
Чтение
Звуки и буквы. Гласные звуки.
Согласные звуки. Согласные
мягкие и твердые. Звонкие и
глухие.
Слоги,
слова,
предложения. Буквы А-Я.
Чтение слогов и слов. Речь
устная и письменная. Алфавит.
Правила написания букв.
Деление слова на слоги,
выделение в словах звуков,
определять
гласных
и
согласных звуков; определение
местоположения звука в слове;
Составление предложений по
теме
или
данных
слов;
определение количества слов в
предложении;
Определение согласных звуков:
звонкие или глухие, твердые
или мягкие;
Чтение
слогов
и
слов,
понимание смысла слов и
предложений;
Написание печатных букв
русского алфавита, а так же
слогов и слов.
4.
Развитие
логики,
мышления,
памяти,
внимания,
речи
Закономерности.
Последовательность.
Правила разгадывания ребусов
и кроссвордов.
Правила штриховки.
Нахождение закономерности
расположения фигур в 9-ти
клеточках;
Нахождение лишнего предмета:
«Четвертый лишний»;
Последовательность действий
или предметов, «Что раньше?
9
Что позже?»
Упражнения
на
развитие
памяти,
логического
мышления,
восприятия
и
внимания.
Решение ребусов и логических
задач.
Составление
небольших
рассказов по сюжетной картине
или серии картинок для
развития речи.
Выполнение штриховки и
геометрических узоров по
образцу.
5.
Итоговые
занятие
(открытые
занятия,
праздники)
Открытые
занятия
для
родителей.
Выполнение
заданий «Проверь себя»
II МОДУЛЬ
Задачи учебного года
Второй год обучения по программе «Подготовка к школе» предусматривает решение
следующих задач:
обучающих:
формирование представлений об особенностях природы: живая – неживая,
разнообразие растительного и животного мира, дикие и домашние животные, времена и
месяцы года, признаки времен года, предметный мир.
формирование математических представлений: количество, число, цифра;
математические знаки, геометрические фигуры, сравнение предметов, величины,
единицы измерения величин;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте, чтению.
развивающие:
развитие умения составлять предложения и небольшие тексты по картинке;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, располагать картинки в
определенном порядке;
развитие интонационной культуры, фонематического слуха;
становление самостоятельности;
формирование целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
воспитательные:
10
развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий обучающихся;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Ожидаемый результат
В процессе реализации Программы на втором году обучения учащиеся получат
возможность научиться: быть более самостоятельными; соблюдать нормы и правила
поведения в обществе; взаимодействовать как субъект отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром; быть эмоционально отзывчивыми, а так же:
В разделе «Обучение грамоте. Чтение»:
овладеть слоговым чтением;
делить слова на слоги;
давать характеристику звукам (гласные и согласные звуки, гласные ударные и
безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие);
писать слоги и слова печатными буквами;
В разделе «Введение в математику»:
различать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, шар,
куб, цилиндр);
уметь считать в пределах 10-ти, решать примеры на сложение и вычитание в пределах
10 с опорой на наглядность;
решать простые задачи на нахождение общего или части с опорой на наглядность;
использовать в речи пространственные категории: выше – ниже, над – под, перед – за
и др., сравнительные характеристики: больше – меньше, равно – неравно;
Особенности учебного года
Программа второго года обучения (104 часов) реализуется в режиме 4 занятий в неделю:
2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 30 минут, перерыв – 10 минут. В
течение недели идет чередование занятий из разных разделов по определенному
расписанию.
Форма занятий групповая.
Содержание
№
7.
Разделы
Вводное
занятие
Теория
Знакомство
с
кабинетом,
правилами
поведения
в
кабинете и игровой комнате,
инструктаж по охране труда.
Практика
-
11
8.
Введение в
математику
Числа и величины
Числа и цифры. Единица
массы (килограмм), объема
(литр), времени (секунда,
минута, час). Соотношения
между единицами измерения
однородных величин.
Арифметические
действия
Сложение, вычитание. Знаки
действий. Таблица сложения.
Связь
между
сложением,
вычитанием.
Числовое
выражение.
Работа с текстовыми
задачами.
Задачи на нахождение части
целого и целого по его части.
Пространственные
отношения. Геометрические
фигуры
Взаимное
расположение
предметов в пространстве и на
плоскости
(выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу,
ближе—дальше, между и пр.).
Геометрические формы в
окружающем
мире.
Геометрические величины и их
измерение.
Использование
линейки для измерения длины
отрезков в сантиметрах.
Счёт предметов. Чтение и
запись чисел от нуля до десяти.
Упражнения на сравнение и
упорядочение чисел, знаки
сравнения, на сравнение и
упорядочение
однородных
величин.
Решение примеров в одно и два
действия в пределах десяти с
опорой
на
наглядность.
Составление
и
запись
математических выражений по
сюжетной картинке.
Решение
текстовых
задач
арифметическим способом с
опорой
на
наглядность.
Представление текста задачи в
виде модели (рисунок, схема).
Упражнения на распознавание
и изображение геометрических
фигур: точка, отрезок, угол,
многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг.
Распознавание и называние:
куб, шар, пирамида, цилиндр,
конус.
Измерение
длины
отрезка по линейке.
12
9.
10.
Обучение
грамоте.
Чтение
Звуки
речи.
Осознание
единства звукового состава
слова и его значения. Слог как
минимальная
произносительная
единица.
Гласные и согласные звуки.
Гласные ударные и безударные,
согласные твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие.
Восприятие
слова
как
объекта изучения, материала
для анализа. Наблюдение над
значением слова. Различение
слова и предложения.
Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте.
Упражнения на установление
числа и последовательности
звуков в слове, различение
гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких,
звонких и глухих; деление слов
на слоги; определение места
ударения.
Работа
с
предложением:
выделение
слов, изменение их порядка.
Развитие
логики,
мышления,
памяти,
внимания,
речи
Осознание цели и ситуации
устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи.
Выбор языковых средств в
соответствии с целями и
условиями
общения
для
эффективного
решения
коммуникативной задачи.
Закономерности.
Последовательность. Правила
разгадывания
ребусов
и
кроссвордов.
Задания на понимание на слух
информации, содержащейся в
предъявляемом
тексте,
определение основной мысли
текста,
передача
его
содержания
по
вопросам.
Формирование
навыка
слогового чтения (ориентация
на
букву,
обозначающую
гласный звук). Осознанное
чтение слов, словосочетаний,
предложений
и
коротких
текстов.
Упражнения на практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Овладение
умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Овладение
нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность, обращение с
просьбой).
Составление
небольших
рассказов
повествовательного характера
по серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр,
занятий, наблюдений.
Нахождение закономерности
расположения фигур в 9-ти
клеточках;
Нахождение лишнего предмета:
«Четвертый
лишний»;
Последовательность действий
13
или предметов, «Что раньше?
Что позже?»
Упражнения
на
развитие
памяти,
логического
мышления,
восприятия
и
внимания.
Решение ребусов и логических
задач. Игры и упражнения для
развития
познавательных
процессов.
Итоговое
занятие
(открытые
занятия,
праздники)
№
1.
Дата
Открытые
занятия
для
родителей.
Выполнение
заданий «Проверь себя»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
ПЕДАГОГА
ГРУППА 1.1
201_-201_ УЧ.ГОД
СОГЛАСОВАНО
Методист по организации платных услуг
20 г.
/
/
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Знакомство с кабинетом и
2
14
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
учебными принадлежностями. Игра «Будем знакомы!»
ОГ.: Звук [а]. Буква: «А»
М.: Свойства предметов
ОГ.: Звук [о]. Буква: «О»
М.: Свойства предметов. Сравнение предметов по разным
признакам
ОГ.: Звук [у]. Буква: «У»
Р. Штриховка. Правила штриховки. Упр. на развитие памяти
ОГ.: Игры с буквами А, О, У. Гласные звуки.
М.: Свойства предметов. Сравнение предметов по разным
признакам
ОГ.: Игры с буквами А, О, У. Гласные звуки.
М.: Свойства предметов. Признаки геометрических фигур
ОГ.: Звук [ы]. Буква: «ы»
М.: Свойства предметов. Сравнение предметов по разным
признакам
ОГ.: Звук [э]. Буква: «Э»
Р.: Штриховка. Упражнения на развитие внимания
ОГ.: Буквы: А, О, У, ы, Э. Гласные звуки.
М.: Игра «Геометрические фигуры»
ОГ.: Звуки [л, л']. Буква: «Л»
М.: Сравнение. Равенство, неравенство. Знаки = и ≠
ОГ.: Звуки [м, м']. Буква: «М»
М.: Сравнение. Равенство, неравенство. Признаки фигур
ОГ.: Звуки [н, н']. Буква: «Н»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие логического мышления
ОГ.: Звуки [р, р']. Буква «Р»
М.: Сравнение. Равенство, неравенство. Знаки «равно, неравно».
ОГ.: Чтение слогов и слов с буквой «Р»
М.: Сложение. Знак «плюс»
ОГ.: Чтение слогов и слов с буквами: Л, М, Н, Р. Согласные звуки
М.: Положение предметов в пространстве. «На, над, под».
ОГ.: Буква «Я». Чтение слогов и слов с буквой «Я»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие логического мышления
ОГ.: Буква: «Ю». Чтение слогов и слов с буквой «Ю»
М.: Положение предметов в пространстве. Справа, слева
Праздник осени.
ОГ.: Буквы Е и Ё
М.: Справа, слева
ОГ.: Чтение слогов и слов с буквами Е, Ё
Р.: Штриховка. Упражнения на развитие внимания
ОГ.: Звук [и]. Буква: «И»
М.: Вычитание. Знак «минус».
ОГ.: Чтение слогов и слов с буквами: Я, Ю, Е, Ё, И
М.: «Между, посередине». Вычитание
ОГ.: Звуки [г, г']. Буква: «Г»
М.: Один-много. Повторение. Части и целое
ОГ.: Звуки [к, к']. Буква: «К»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие памяти
ОГ Чтение слов с буквами «Г»-«К»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
15
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
М.: Математические игры
Новогодний праздник
ОГ.: . Звуки [д, д']. Буква: «Д»
М.: Число 1. Цифра 1.
ОГ.: Звуки [т, т']. Буква: «Т»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие памяти
ОГ.: Чтение слов с буквами «Д»-«Т»
М.: Внутри. Снаружи
ОГ.: Звуки [в, в']. Буква: «В»
М.: Число 2. Цифра 2. Пара
ОГ.: Звуки [ф, ф']. Буква: «Ф»
М.: Точка. Линия. Пряма и кривая линии
ОГ.: Чтение слов с буквами «В»-«Ф»
Р.: Штриховка. Упражнения на развитие внимания
ОГ Звуки [з, з']. Буква: «З»
М.: Отрезок. Луч
ОГ.: Звуки [с, с']. Буква: «С»
М.: Число 3. Цифра 3
ОГ.: Чтение слов с буквами «З»-«С»
М.: Замкнутые и незамкнутые линии
ОГ.: Чтение слов и предложений. Схема предложения
Р.: Штриховка. Упр. на развитие логического мышления
ОГ Звуки [б, б']. Буква: «Б»
М.: Ломаная линия. Многоугольник
ОГ Звуки [п, п']. Буква: «П»
М.: Число 4. Цифра 4
ОГ.: Чтение слов с буквами «Б»-«П»
М.: «Угол»
ОГ Звуки [х, х']. Буква: «Х»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие памяти
ОГ Звук [ж]. Буква: «Ж»
М.: Числовой отрезок
8 Марта – мамин праздник!
ОГ Звук [ш]. Буква: «Ш»
М.: Число 5. Цифра 5
ОГ.: Чтение слов с буквами «Ж», «Ш»
Р.: Штриховка. Упражнения на развитие внимания
ОГ.: Звук [ч']. Буква: «Ч»
М.: «Впереди», «сзади»
ОГ Звук [щ']. Буква: «Щ»
М.: Столько же. Знаки = и ≠
ОГ ОГ.: Звук [ц]. Буква: «Ц»
М.: Больше, меньше. Знаки > и <
ОГ Чтение слов с буквами «Ч», «Щ», «Ц»
Р.: Штриховка. Упр. на развитие логического мышления
ОГ.: Звук [й']. Буква: «Й»
М.: Понятия «Раньше», «Позже»
ОГ.: Чтение слов с буквой «Й»
М.: Повторение
ОГ.: Буква «Ь». Чтение слов с «Ь»
М.: Повторение
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
Итоговое занятие.
Открытое занятие для родителей
Итого
52.
2
104
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА
ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
ГРУППА 2.1
201_-201_ УЧ. ГОД
СОГЛАСОВАНО
Методист по организации платных услуг
20 г.
/
/
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
2
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ
ЧТ. Игры «Все быстрее», «Паровоз»
2.
ОГ.: Речь. Предложение. Схема предложения
М.: Повторение. Счет предметов. Числа 1-5
2
3.
М.: Числа 1 - 5
ЧТ. Игры «Стрела», «Паровоз»
2
4.
ОГ.: Предложение состоит из слов
М.: Число 6. Цифра 6
2
5.
М.: Число 6. Цифра 6
ЧТ. Игра «Стрела». Знаки препинания
2
6.
ОГ.: Правила написания предложений
М.: Длиннее, короче
2
7.
М.: Измерение длины
ЧТ. Восклицательный и вопросительный знаки
2
8.
ОГ.: Предложение. Знаки препинания
М.: Измерение длины
М.: Измерение длины
ЧТ. Понимание прочитанного. Ответы на вопросы
2
10.
ОГ.: Деление слов на слоги
М.: Число 7. Цифра 7
2
11.
М.: Число 7. Цифра 7
ЧТ. Игра «Паровоз». Интонация
2
12.
М.: Тяжелее, легче. Сравнение по массе
2
9.
2
17
13.
ЧТ. Выразительное чтение
ОГ.: Ударение.
М.: Измерение массы
2
14.
М.: Измерение массы
ЧТ. Чтение стихотворения
2
15.
ОГ.: Деление слов на слоги. Ударение
М.: Число 8. Цифра 8
2
16.
Праздник осени.
2
17.
М.: Число 8. Цифра 8
ЧТ. Игра «Покажи дорогу»
2
18.
ОГ.: Звуки и буквы.
М.: Число 8. Цифра 8
2
19.
М.: ОбъеМ.: Сравнение по объему
ЧТ. Читаем так, как говорим
2
20.
ОГ.: Алфавит
М.: Измерение объема
2
21.
М.: Число 9. Цифра 9
ЧТ. Добавь подходящие по смыслу слова в предложение
2
22.
ОГ.: Звуки и буквы. Алфавит
М.: Число 9. Цифра 9
2
23.
М.: Число 9. Цифра 9
ЧТ. Игра «Покажи дорогу». Чтение стих-й
2
24.
Новогодний праздник
2
25.
ОГ.: Гласные звуки и буквы.
М.: Площадь. Измерение площади
2
26.
М.: Измерение площади
ЧТ. Игра «Найди словечко», «Собери слово»
2
27.
ОГ.: Ударные и безударные гласные
М.: Число 0. Цифра 0
2
28.
М.: Число 0. Цифра 0
ЧТ. Игра «Паровоз». Чтение басни
2
29.
ОГ.: Согласные звуки и буквы.
М.: Число 10
2
18
30.
М.: Число 10
ЧТ. Игра «Пирамидка»
2
31.
ОГ.: Гласные и согласные звуки и буквы
М.: Шар. Куб. Параллелепипед
2
32.
М.: Пирамида. Конус. Цилиндр
ЧТ. Чтение стихотворения
2
33.
ОГ.: Твердые и мягкие согласные
М.: Состав числа 10
2
34.
М.: Символы
ЧТ. Работа над плавностью чтения
2
35.
ОГ.: Звонкие и глухие согласные
М.: Сложение и вычитание в пределах 10
2
36.
М.: Составление и решение простых задач
ЧТ. Общее и отличия предметов
2
37.
ОГ.: Звуковой анализ слова
М.: Определение времени по часам
2
38.
М.: Определение времени по часам
ЧТ. Согласование слов в предложении
2
39.
8 Марта – мамин праздник!
2
40.
ОГ.: Звуковой анализ слова
М.: Геометрические фигуры. Цвет, форма, размер
2
41.
М.: Решение простых задач
ЧТ. Игра «Пирамидка». Цепочки слов
2
42.
ОГ.: Слова, которые называют действия предметов
М.: Состав чисел в пределах 10
2
43.
М.: Решение простых задач
ЧТ. Передача эмоций
2
44.
ОГ.: Слова, которые называют предметы и действия.
М.: Решение примеров в пределах 10
2
45.
М.: Геометрические фигуры. Цвет, форма, размер
ЧТ. Мой город
2
46.
ОГ.: Слова, которые называют признаки предметов.
М.: Решение примеров в пределах 10
2
47.
М.: Состав чисел в пределах 10
2
19
ЧТ. Согласованность слов в предложении, окончания слов
2
48.
ОГ.: Слова, которые называют предметы, действия и признаки
предметов
М.: Составление и решение простых задач
2
49.
М.: Решение логических задач
ЧТ. Чтение потешек, поговорок
2
50.
ОГ.: Слова, близкие по смыслу
М.: Логические задания
2
51.
М.: Измерение отрезков. Геометрические фигуры
ЧТ. Определение на слух жанра произведения
2
52.
Открытое занятие для родителей
Выпускной
Всего:
2
104
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и
поведения.
Возраст 5-8 лет характеризуется активизацией роста ребенка, происходят большие
изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни
совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение.
Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в
этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро
утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей
физической выносливостью.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно
происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению,
опосредованному правилами и нормами.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинноследственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.
Расширяется общий кругозор детей. В старшем дошкольном возрасте возрастают
возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего
воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие
всех познавательных психических процессов. Продолжается совершенствоваться речь.
Развивается продуктивное воображение. Возрастающая потребность старших
дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Геометрические фигуры: плоские и объемные
2. Деревянная модель «Календарь природы»
3. Набор карточек «Разрезная азбука»
20
4. Пластиковые и деревянные конструкторы
5. Различные настольные развивающие игры («Мой дом», «Контуры»,
«Последовательности», «Семья», «Времена года» «Найди отличия», «Кто лишний?» и
др.)
6. Сюжетные картинки для составления рассказов
7. Тематические плакаты («Время», «Дорожная азбука», Правила пожарной
безопасности», «Азбука», Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые»,
Правила гигиены», «Считаем до 10» и др.)
8. Цифры и буквы на магнитах
21
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 за № 617-р
2. Бортникова Е.Ф. Мои печатные прописи (для детей 4-6 лет): тетрадь. – Екатеринбург:
ООО «Литер-К», 2015. – 32 с.
3. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности (для детей 5-6 лет): тетрадь. В
двух частях. – Екатеринбург: ООО «Литер-опт», 2013 (2015). – 32 с.
4. Гаврина С.Е. Учимся рассказывать по картинкам: рабочая тетрадь / Гаврина С.Е.,
Кутявкина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. – М.: РОСМЭН, 2015. – («Школа для
дошколят»).
5. Павлова Н.Н. Букварь с крупными буквами / Н.Н. Павлова; ил. Елены Гильдяевой. – М.:
Эксмо, 2013 (2014,2015).
6. Павлова Н.Н. Читаем после «Азбуки с крупными буквами»: учебное пособие / Н.Н.
Павлова; ил. А.В. Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2013 (2014,2015).
7. Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для детей 5-6 лет. В двух
частях.
8. Плешаков А.А. Зелена тропинка: пособие для детей 5-7 лет / А.А. Плешаков. – М.
Просвещение, 2016.
9. ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17
октября 2013 года №1155.
10. Федеративный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 21.12.2012 года № 273-ФЗ.
11. Чистякова О.В. Знакомство с окружающим миром.- СПб.: Издательский Дом «Литера»
(любое издание)
12. Чистякова О.В. Обучение грамоте.- СПб.: Издательский Дом «Литера» (любое издание)
13. Для мальчишек. Рисуем по клеточкам и точкам: / Сост. В.Г. Дмитриева.- М. :
Издательство АСТ, 2016. (Умная раскраска)
14. Тренируем руку. Штриховка: рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН, 2015. – («Школа для
дошколят»).
22
СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ
« … Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а
также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров… Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (ФГОС дошкольного
образования)
Соответственно личностные, метапредметные и предметные результаты не
оцениваются. В качестве текущего контроля используется система педагогических
наблюдений за выполнением учащимися творческих и практических заданий, развитием
поведенческих навыков и коммуникативных умений, которая реализуется на каждом
занятии, путем присвоения наклейки, обозначающей «Ты сегодня молодец!» (фиксируются
результаты в рабочих тетрадях), а так же оценочных суждений: «Умница!», «Молодец!»,
«Старайся!» и др.
Промежуточный контроль производится по окончании 1-го года обучения по факту
выполнения итоговых заданий «Проверь себя»
Итоговый контроль производится по окончании прохождения Программы по факту
выполнения итоговых заданий «Проверь себя».
Для разработки использованы материалы Гайдабура Елены Павловны.
23