Пояснительная записка.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено
определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть
движение материи, логически и пропорционально
распределенной во
времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь
слуховых ощущений
с мышечными . Еще великий русский физиолог
И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с
временными ощущениями .Советский ученый, невролог, и психиатр Б..
М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и
тембр звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека.
Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого
раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических
упражнениях и играх.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии,
средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины.
Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей
с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге
адаптация человека к условиям
внешней и внутренней среды. Задачи
2
логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических
упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует
воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности,
гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов
памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать
характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку
чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и
соответствует детским психо – физическим данным. Такое
построение
занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего
занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и
стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах,
дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой
материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная
роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей
координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что
3
способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством
для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.
д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Занятия ведутся по программе М.Ю. Картушиной. Занятия проводятся
во вторую половину дня два раза в неделю. Продолжительность занятия от
25 – 30 мин. в старшей группе.
Современная ситуация в системе образования побуждает педагогов и
специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом
развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками
чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми
нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного
произношения.
Цель занятий:
4
Преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания
и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи :
1. Оздоровительные:
•
укрепление костно-мышечного аппарата;
•
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
•
формирование правильного дыхания;
•
формирование чувства равновесия и т.д.
2. Образовательные:
•
формирование двигательных умений и навыков,
•
формирование пространственных представлений,
•
формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
•
развитие ловкости, переключаемости, координации движений и
т.д.
3. Воспитательные:
•
воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
•
воспитание положительных личностных качеств у дошкольников
и т.д.
4. Коррекционные:
•
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с
речью;
•
развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
•
развитие пространственного праксиса, гнозиса;
•
систематическая работа по развитию психологической базы речи;
•
развитие и коррекция музыкально-ритмических движений
II .Занятия ведутся по программе М.Ю. Картушиной. Проводятся во вторую
половину дня два раза в неделю. Продолжительность занятия от 25 – 30 мин.
в старшей группе. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в
игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
5
Подготовительная часть длится 2-5 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 8-12 минут, включает в себя:
- слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения,
- пение, игру на детских музыкальных инструментах,
- подвижные и малоподвижные игры,
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения на развитие внимания;
- упражнения на регуляцию мышечный тонус; ;
- упражнения формирующие чувство музыкального размера, на развитие чувства темпа и ритма;
- упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения сдвижением;
- упражнения на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения
на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
6
- упражнения под музыку на развитие общей моторики,
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Интеграция образовательных областей при проведении
логоритмической деятельности
Художественно-эстетическое развитие:
Познавательно-речевое развитие:
Развитие чувства ритма;
Развитие координации между словом (пением) и движением;
Развитие координации при музыкальном движении;
Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных;
Формирование музыкальноэстетических представлений ребёнка;
Развитие координации между словом и движением;
Развитие правильного дыхания;
Стимуляция речевого развития;
Развитие артикуляционноречевого аппарата;
Слухоречевое развитие;
Систематизация «словаря» детей.
Формировать развитие функций и
форм речи;
7
Социально-коммуникативное развитие:
Физическое развитие:
Развитие интеллекта;
Укрепление физической формы
ребёнка;
Развитие слухового внимания;
Овладение двигательными навы Развитие памяти и
ками;
навыка понимания смысла предлагаемых заданий;
Формировать у детей ощущение
границ своего тела;
Формирование способности пре развитие умения контролировать
одолевать трудности;
свой мышечный тонус
Развитие эмоциональной отзывчи- Развивать тактильную чувствивости;
тельность, подвижность пальчи Развитие «творческого Я» ребёнков, кистей;
ка;
Развивать навыки общения и
взаимодействия детей в коллективе;
Материал и оборудование:
•
Музыкальные диски;
•
Фортепиано;
•
Иллюстрации по лексическим темам ;
•
Спортивный инвентарь;
•
Детские музыкальные инструменты;
•
Шапочки, маски, атрибуты;
•
Мягкие игрушки.
8
Перспективный план занятий по логоритмике
для детей 5-6 лет (старшая группа)
№ Тема
п/п
1
Спор грибов и ягод
2
3
4
5
6
7
8
Путешествие язычка
В гостях у лесного
гнома
«Яблоко» по мотивам
сказки
В.Сутеева
«Пых» по мотивам
белорусской народной сказки
Спор овощей
«Колосок» по мотивам украинской народной сказки
Приключения дождика
Программное содержание
Продолжать учить координировать движения со словами, добиваться четкого
произнесения чистоговорки [c – c’], развивать мелкую мускулатуру рук.
Развитие мелкой моторики и координации
движений. Провести логопедическую
гимнастику, чистоговорку[c – c’]. Разучить игру «Здравствуй, друг!».
Развивать внимание, укреплять мышцы
губ и развивать подвижность. Работать
над четким произнесением звуков [с-з].
Развивать ритмический слух.
Укреплять мышцы губ, мускулатуру языка и щек, развивать произвольные движения языка. Работать над четким произнесением звука [т-т’].
Развивать координацию речи и движения,
чувство ритма. Продолжать работать над
звуком [д-д’]. Стимулировать микроциркуляцию крови и обмена веществ в области лица.
Продолжать четко произносить звук [д-д’]
c движениями, развивать мелкую моторику рук. Укреплять мышцы губ и развивать
их подвижность. Рузучивание игры
«Здравствуй, осень!»
Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движений. Способствовать развитию подвижности нижней челюсти.
Отрабатывать умение удерживать язык
наверху в положении, необходимое для
звука [р], растягивать подъязычную связку. Упражняться в произнесении скороговорки и чистоговорки.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание. Продолжать работать над
звуком [л-л’]. Развивать подвижность
нижней челюсти. Разучивание игры «Туча»
Кол-во
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
9
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Краски осени
«Палочкавыручалочка»
по
мотивам
сказки
В.Сутеева
«Как коза избушку в
лесу построила» по
мотивам
русской
народной сказки
«Кот, петух и лиса»
по мотивам русской
народной сказки
Теремок-холодок
Дед Мороз построил
дом
Закреплять знания детей о лесе. Упражняться в произнесении чистоговорки [ц].
Развивать внимание, мелкую моторику
рук.
Развивать координацию движений и чувство ритма. Учить выполнять самомассаж
мышц губ. Упражняться в произнесении
звука [н-н’]. Развивать внимание, мимику.
Развивать внимание. Работать над чувством ритма и координацией движений.
Продолжать работать над четким произношением звука [д-д’]. Развивать мимику.
Закреплять знания детей о временах года.
Упражняться в произнесении звука [р-р’].
Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение округлять губы и удерживать
их в таком положении.
Развивать моторику рук. Упражняться в
произнесении чистоговорки на звук [д-д’].
Способствовать динамике движений кончика языка внутри рта, улучшать нервную
проводимость, усиливать кровоснабжение
мышц языка.
Развивать воображение, внимание. Стимулировать движение нижней челюсти.
Учить спокойно открывать и закрывать
рот, расслабляя мышцы языка.
Развивать координацию движений и ритм.
Вырабатывать подъем языка, гибкость и
подвижность его кончика. Развивать челюстно-артикуляционные мыщцы.
«Отчего у белого
медведя нос черный?» по мотивам
юкагирской народной сказки
«Елка» по мотивам Развивать мелкую моторику рук. Разучить
сказки В.Сутеева
стихотворение с движениями «Как на горке снег». Вырабатывать подъем языка, укреплять его мышцы. Работать над четким
произношением звука [п-п’].
Снеговик на елке
Развивать выразительность речи. Укреплять мышцы губ и формировать навык
равномерного продолжительного выдоха.
Упражняться в произнесении чистоговорки [в-в’]. Развивать мышцы шеи, мимические мышцы.
Морозята
Учить произносить скороговорку в быст-
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
19
20
21
22
23
24
25
26
«Мороз Иванович»
по мотивам сказки
В.Одоевского
Приключения
жинки
сне-
«Снежная книга» по
мотивам
рассказа
В.Бианки
«Мороз, солнце и
ветер» по мотивам
русской народной
сказки
«Парад на Красной
площади» по мотивам стихотворения
В.Орлова
«Гуси-лебеди»
по
мотивам
русской
народной сказки
«Я маму мою обидел» по мотивам
стихотворения
Э.Мошковской
Кем быть?
ром темпе. Развивать мелкую моторику
рук, координацию речи и движений, укреплять губы. Работать над четким произношением звука [з-з’].
Развивать мелкую моторику рук. Стимулировать движения нижней челюсти. Работать над четким произношением звука
[к-к’]. Знакомить с играми народов мира.
Знакомить детей с устным народным
творчеством. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать звук [ц] в чистоговорке. Развивать
мимико-артикуляционные мышцы, стимулировать движения нижней челюсти.
Упражняться в координации речи и движений. Развивать тонике движения пальцев рук. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Разучить коммуникативную игру «Здравствуй, дружок!».
Упражняться в развитии дыхания на гласные звуки. Учить делать самомассаж языка, укреплять круговую мышцу рта. Работать над четким произношением звука [лл’]. Развивать внимание, координацию речи и движений губ и выдоха.
Закреплять представления детей о Празднике 23 февраля – День защитника Отечества. Развивать внимание, дыхание. Вырабатывать гибкость и подвижность, упругость кончика языка. Работать над четким произношением звука [т-т’].
Развивать гибкость и подвижность языка,
научить держать язык распластанным,
широким. Развивать дыхание. Развивать
мелкую моторику рук, общую моторику.
Работать над четким произношением звука [к-к’].
Закрепить знания детей о празднике 8
Марта. Развивать динамическую сторону
общения через коммуникативную игру.
Развивать дыхание, внимание. Работать
над четким произношением звука [м-м’].
Развивать общую моторику. Автоматизировать звук [р-р’] в чистоговорке. Разви-
2
2
2
2
2
2
2
2
11
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
вать координацию речи и движений, подвижность языка.
Развивать динамическую сторону общения. Дифференцировать звуки [к-к’]. Развивать мимико-артикуляционные мышцы.
Развивать память, внимание, дыхание. Работать над четким произношением звука
[з-з’].
Упражняться в произнесении шипящих
звуков. Развивать общую моторику, мелкую моторику рук.
«Откуда у носорога
шкура?» по мотивам
сказки Р.Киплинга
«Откуда у верблюда
горб?» по мотивам
сказки Р.Киплинга
«Откуда у кита такая глотка?» по мотивам
сказки
Р.Киплинга
Космическое путе- Укреплять мышцы губ. Стимулировать
шествие
движения нижней челюсти. Развивать динамическую сторону общения.
Лекарство от зевоты Автоматизировать звук [х-х’]. Развивать
координацию движений и речи. Развивать
гибкость языка, его подвижность, укреплять мышцы языка.
Пасха
Развивать мелкую моторику рук. Активизировать мышц губ и зева. Стимулировать
движения нижней челюсти. Развивать координацию движений и речи.
Колобок
Развивать общую и мелкую моторику.
Укреплять мимико-артикуляторные мышцы лица. Работать над выразительностью
речи.
«Волшебное
зер- Развивать внимание, мелкую моторику
кальце» по мотивам рук. Развивать координацию движений и
чешской народной речи. Укреплять мускулатуру губ и щек.
сказки
Способствовать растяжке подъязычной
связки (уздечки).
Как
муравьишка Развивать мелкую моторику рук. Автомадом солнышка ис- тизировать в речи звук [ж]. Стимулирокал
вать мимико-артикуляторные мышцы лица.
История о том, как Развивать тонкую мускулатуру пальцев
гном построил дом рук. Отрабатывать подъем языка. Развивать подвижность кончика языка.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Ожидаемые результаты:
В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:
12
1. Овладеть правильным произношением.
2. Употреблять певческие данные и речевое дыхание.
3. Применять в речи выразительность, уметь слышать и запоминать, а
также иметь чувство ритма, ритмодекламировать.
4. Применять умение ориентироваться в пространстве.
5. Позитивно себя ощущать.
6. Пользоваться словотворчеством и оформлять речевое высказывание,
владея правильным звуко-слоговым оформлением речи.
7. Реагировать на цветовую гамму.
8. Уметь пользоваться самомассажем.
9. Управлять мышечно-двигательным и координационным тренингом.
10. Иметь воображение и ассоциативно-образное мышление.
13
Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,
2000.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.,
1999.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
5. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль, 1998.
6. Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С.
Цвиль. Архангельск, 1994.
7. Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000.
8. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. и сост. Т.А. Бударина, О.Н.
Корепанова, Л.С. Куприна и др. СПб., 1999.
9. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М., 1997.
10. Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
11. Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.
12. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
13. Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и
развлечения. М., 2000.
14. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения.
Ярославль, 2000.
15. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.
16. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.
17. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.
18. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
19. Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.В. Галанова. Ярославль, 1998.
20. Рыбак Е.В. Вместе. Архангельск, 1997.
21. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
22. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999.
23. Сжкевич Е.А., Большева Г. Физкультура для малышей. СПб., 1999.
24. Степанов В.А. Учебник для малышей. Азбука профессий. М., 2000.
25. Стихи, загадки, шарады, ребусы, кроссворды для дошколят и
младших школьников. Архангельск, 1994.
26. Три сигнала светофора/ Сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989. Федорова Г.П. «На золотом
крыльце сидели». СПб., 2000. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб.,
2000. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999.
27.
Статьи из газет и Журналов
28. Алешечкжа Г. Игра-путешествие Летим в космос. / Начальная школа. 1990. № 8.
29. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. № 5.
30. Дмитриева М. Логомузыкальная пластика // Дошкольное воспитание.
31. Дубровских Н. Сюжетно-игровые формы занятий на уроках физической культуры //
Начальная школа.
32. Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образование. 2001. №2.
33. Массаж по китайской медицине // Семейный доктор. 1996. № 12.
34. Песенки для малышей // Дошкольное образование. 2001. № 2.
35. Тимошак Г. День космонавтики // Начальная школа. 2000. №11.
36.
Нотные сборники
37. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в мире музыки. М., 1979.
38. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.,
1999.
39. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку. М., 1980.
40. Вихарева Г.Ф. Веселинка. СПб., 2000.
41. Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! СПб., 1999.
42. Вышли дети в садик / Сост. Ветлугина Н.А. М., 1966.
43. Журавленке Н.И. Уроки пения. 1—3 классы. Минск, 1998.
14
44. Играем и поем / Сост. Н. Метлов, Л. Михайлова. М., 1973.
45. Игры с пением для детского сада // Сост. Н. Метлов. М., 1965.
46. Музыка в детском саду. Средняя группа / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
Л.Н. Комиссарова. М., 1987.
47. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4—5 лет. Вып. 3 / Сост. Ветлугина Н., Дзержинская И., Квитницкая Е. и др. М., 1967.
48. Музыка в школе. 1-й класс / Авт.-сост. Т.А. Бейдер, Е.Д. Критская, Л.Я. Левандовская.
М., 1979.
49. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет /Сост. СИ. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1983.
50. Песни для детского сада / Сост. Н.М. Метлов, 1974.
51. Поет хор младших классов. Киев, 1976.
52. Поплянова Е.М. А мы на уроке — играем. М., 1994.
53. Праздники в детском саду/ Ред. Э.В. Соболевой. М., 1976.
54. Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Ши-бицкая, Л.В. Пантелеева.
М., 1975.
55. Учите детей петь / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. М., 1986.
15